Экспедиция к Верблюд-горе

2333 Дмитрий Семенов Дмитрий Семенов

 

Цель экспедиции: Россия, Оренбургская область, Светлинский район, Верблюд-гора. Номинант конкурса «7 чудес России» от Оренбургской области.

Маршрут экспедиции: Оренбург – Орск – Ясный – Кумакское водохранилище – Светлый ― Верблюд-гора – Восточный – Тобольский – Обильный – Джасай – Аниховка – Адамовка – Теренсай – Тасбулак – Новоорск – Гай – Оренбург.

Дальность: около 1 200 км.

    

 

Историческая справкаВерблюд-гора расположена в Оренбургской области в 9 км юго-восточнее поселка Восточного на левобережье пересыхающего ручья Ащису. Представляет собой кварцитовый скальный останец высотой до 20 метров. Возраст кварцитов определяется как ранний палеозой. Верблюд является одной из самых оригинальных природных скульптур и своеобразным символом Оренбургского сухостепного Зауралья.

О горе сложены легенды, в одной из них говорится, будто бы однажды верблюд хотел померяться силой с Уральским хребтом, пришел, приготовился к бою, да так и застыл навеки. В другой легенде рассказывается о том, как в давние времена проходил этими местами караван. Люди искали привольные, плодородные земли, чтобы на них поселиться; труден был путь, не было воды, высохла трава, и мало-помалу погибли все люди и верблюды. Остался только один измученный верблюд, который продолжал идти много дней по выжженной земле. Когда, наконец, перед ним на горизонте блеснула серебряная лента реки Тобол, прилег верблюд отдохнуть, да так и окаменел.

По материалам словаря Слоболинской Т.Ф. «Географические названия Оренбургской области: Краткий топонимический словарь».

Обсуждение организации экспедиции активно шло среди участников форума. Любители есть любители – участие приняли всего три автомобиля:

Suzuki Escudo TA01W АКПП 1996 ― популярный в офф-роуде аппарат: рамный трехдверный кузов, парт-тайм, пониженная передача, классическая джиповая подготовка вроде выведенных вверх трубок вентиляции картеров моста, раздатки и переднего редуктора.

                                      

Toyota RAV4 J АКПП 1998 – модель уже на протяжении нескольких поколений законодатель моды SUV: в трехдверном кузове и исполнении, имеющем только передний привод.

                                                    

Toyota Caldina ST195 4WD МКПП ― классика японского автопрома, один из самых популярных и приобретаемых японских автомобилей: в кузове «универсал» и исполнении с полным приводом.

 

Пробеги у всех автомобилей далеко за 100 000 км. Состояние автомобилей оценивать не буду ввиду субъективного взгляда, назовем его «все работает».


День первый

Раннее субботнее утро бодрило низкой для лета температурой и пронизывающим ветром, несущим рваные низкие облака. Встретившись у виадука на пересечении трассы Оренбург ― Орск и объездной дороги, обсудили порядок движения и двинулись на восток. Трасса на Орск хорошо знакома большинству водителей. Ветер и встающее солнце быстро разгоняли по небу темные тучи.

  

Состояние покрытия на участке до поворота на Медногорск можно оценить как отличное. В районе Кувандыка небо очистилось, и солнце красиво очертило горы.

 

Проезд через Орск запутан и отнимает время у непривычных к трамваям и смущенных незнакомым городом водителей, идут множественные ремонты улиц.

       

Экспедиция последовательно двигается в сторону Домбаровского. Постоянный сильный ветер норовит сдуть сравнительно высокие автомобили с дороги. Состояние дорог обычное, именно в том смысле, который каждый сам вкладывает в это слово.

 

Проезжаем Домбаровский и поворот на Веселовский, радующий новым асфальтом с разметкой, направляемся в Ясный.

 

На выезде из Ясного асфальт превращается в грейдер. Грейдер позволяет держать скорость до 60 км/ч с постоянным лавированием между выбоинами и кочками, тряской и пылью. При первой возможности уходим на грунтовку параллельную грейдеру, плотная укатанная почва с уклонами в поворотах позволяет мягко катиться со скоростью до 80 км/ч. Получаем удовольствие от слалома по полям.

         

Наша следующая цель – Кумакское водохранилище, на популярном Атласе автомобильных дорог оно обозначено как Кутакское, но поселок рядом называется Кумак, причем рядом с Орском также есть поселок Кумак.

Жаркое лето измельчило водохранилище, оно находится совсем не в тех берегах, которые обозначены на карте. Здесь, под мостом, делаем привал.

        

Дальше двигаемся по грейдеру, грунтовых дорог нет, вокруг голая необработанная степь, качество грейдера ухудшается. Неезженая дорога выводит нас на тот самый новый качественный асфальт с разметкой, поворот на который мы проехали после Домбаровского. Следующий пункт – Светлый.

 

На заправке на окраине Светлого всякий бензин, кроме 76, отсутствует. Последний раз мы заправились в Ясном. Стоимость 92 бензина на всех заправках, кроме Оренбурга и Орска – 22,70 руб. Направляемся на север в сторону поселка Восточного. Тут, в степи, встречаем, очевидно, рукотворное, озеро. Сильный ветер гонит волну и с пеной плещет ею на берег.

         

После прохождения поворота на Актюбинский дорога резко портится. Асфальт разбит в крошку. Когда на горизонте показалась гора Актобе, по карте она на траверсе Верблюд-горы, сворачиваем в поля. Примерно через полчаса движения по грунтовке в направлении на восток становится видна гора Аккарга. Цель экспедиции прямо за ней.

Последний рывок и… скалы посреди степи ― это действительно чудо.

 

Увидеть такое после 10 часов пути – восхищает. Такое бывает, и на такое решаешься один раз в жизни, и знаешь, что потянет еще.

 

Все время до захода Солнца было потрачено на осмотр всего этого природного великолепия. Поражало, как это все здесь оказалось, несмотря на знание, что все это стоит здесь фактически с начала времен.

                   

Кварцит, белый на сколе с оттенками от розового до черного. Удивительные растения, которых просто не видишь в рутине жизни.

           

Особенно много птиц. Тут и толстые, размером с курицу, черные голуби. Множество мелких пташек, вроде воробьев, но чуть крупнее, за которыми охотятся разные орлиные, соколиные и ястребиные, зависая в потоке ветра над скалами.

Стемнело, ветер стих, быстро организовали ужин, распили ритуальную бутылку шампанского «за верблюда» и устроились на ночлег.

День второй

Солнце встает из-за холмов, разгоняя ночной холод, освещая сначала скалы, степь и будя всю пернатую живность в округе. Верблюд смотрит прямо на встающее солнце.

 

Пьем кофе, убираем все следы своего присутствия и трогаемся. Мы едем в Восточный. Удивительно, посреди гладкой ровной степи островок с домами и деревьями, они все здесь издалека так выглядят. Белые чистенькие домики. Несмотря на воскресенье, люди работают. Нам, городским жителям, все это в диковинку, мы-то знаем теперь, каково сюда добираться по таким дорогам.

 

Пройдя п. Восточный, выходим на грейдер в сторону Тобольского. Вместо езды по трясущему грейдеру опять наслаждаемся слаломом по полям.

       

Грейдер на Обильное в таком состоянии, что по нему никто не ездит с момента его насыпания. Едем полями и попадаем в мертвый поселок Кайракты. Разрушенные по окна дома, как после хроники атомной бомбардировки. Под обломками кирпича теряем дорогу, уходим в поля, взбираемся на возвышенность для ориентировки.

             

Видим, что сзади, по той дороге с Тобольского, которой мы приехали, пылит «пазик», наблюдаем за его маршрутом. Автобус обходит поселок справа и движется за речкой в сторону виднеющегося на горизонте Обильного. Возвращаемся в Кайракты, пробираясь по обломкам кирпича, выбираемся на дорогу и уходим по полям в сторону Обильного.

       

Обильный встречает нас пьяными мужиками, разбирающими старую сельхозтехнику. Слегка плутаем и выходим на грейдер в сторону Джасая и далее Аниховки. Опять предпочитаем грейдеру мягкую езду по полевым дорогам, но они заканчиваются километрах в трех от Аниховки, и мы вынуждены снова выйти на грейдер. Эти три километра, изъезженные гусеничным транспортом вытрясают из нас все, двигаться со скоростью более 20 км/ч невозможно, машина теряет управление и плывет по дороге.

 

В Аниховке начинается асфальт. После тряски это дает большое облегчение, но крепление колес мы все ж осмотрели. По асфальту попадаем в Адамовку и только здесь, впервые после Ясного, встречаем нормальную, привычную нам, заправку Роснефти. Заправляемся по 22,70 за литр 92, минус сколько выходит с учетом скидки по дисконтной карточке.

Проезжаем Теренсай и Тасбулак.

 

Уходим на Новоорск.

Купив в Новоорске арбуз, настойчиво спрашиваем дорогу на Гай, немало удивив местного жителя, рекомендующего ехать через Орск. Добившись своего, выезжаем на дорогу и видим причину удивления: большая табличка с надписью «Внимание! Дорога Новоорск ― Гай находится в аварийном состоянии! Будьте осторожны!». Начавшись, как уже привычный грейдер, за мостом через Урал она превращается в бывший асфальт, 100 метров ровный, 100 метров выбитый до крошки и глубоких ям.

Не доезжая моста через Урал останавливаемся на привал на берегу озерца, обедаем и съедаем арбуз.

 

Гай – это отвалы отработанной породы Гайского ГОКа, видимые из любой точки. Вдоль железной дороги выходим на трассу Оренбург ― Орск.

 

В районе пересечения гор решаем отдать последние почести природе и сворачиваем с трассы. Красивые места, взбираемся на гору, по традиции пополняя пирамидку из камней, сложенных на вершине. Прекрасная погода, нежаркое солнце, чистое небо и горы, затянутые дальней дымкой. Хорошо.

       

Вернувшись на отличную до Оренбурга трассу, быстрым маршем возвращаемся домой. За два дня пройдено 1 230 км, мы побывали во всех точках маршрута и видели чудо природы. Средний расход за всю поездку составил от 7,5 до 8,5 литров на 100 км. Автомобили прекрасно выдержали совсем не простую дорогу, они просто работали, ни одного замечания или сбоя. Кондиционеры спасали от пыли и жары при закрытых окнах. Никто ни разу по нужде не заглядывал под капот.

Источник: посмотреть

Связанные места

Отзывы (0)

Оставить отзыв