Сьяновские каменоломни - вниз, под землю!

2757 Дмитрий Семенов Дмитрий Семенов

Каменоломни представляют собой подземную систему тоннелей и катакомб длиной около 30 километров. Ранее в них производилась добыча известняка для строительства зданий старой Москвы. На выходных мы решили туда отправиться.

С собой необходимо взять:

Хороший фонарь на каждого человека (не китай за 150 рублей) и пару комплектов запасных батареек
Одежду, которую не жалко испачкать, в идеале ту, в которой можно ползать по грязи при необходимости :) Температура воздуха около 10 градусов, при ходьбе нормально, а когда останавливаешься - становится прохладно.
Удобную обувь с хорошей подошвой
Хлопчатобумажные перчатки (кожаные жалко)
Карту, если планируете лазить самостоятельно, начинающим лучше сразу обратиться к проводнику
С рюкзаком на спине там лазить не очень удобно из-за низких потолков в отдельных местах, мне пришлось носить рюкзак на животе. Стоит продумать и этот вопрос.

Оставляем ЛеоКар неподалеку от поворота после дамбы, дальше с вещами идем пешком

Прохожие, у которых мы спросили про вход, посоветовали нам дойти до лагеря сталкеров на берегу реки и взять проводника.

Лагерь представлял собой около 10 палаток, поставленных вокруг "центрального столба". Возле костра сидело много ребят и девчонок, некоторые только собирали снаряжение перед заброской, а другие наслаждались солнечными лучами после подземных лабиринтов.

- Первый раз?
- Да!
- Карта есть?
- Нет!
- Проводник нужен?
- Да!
- Тогда за мной!

Наш проводник представился как "Ромео" и сказал, что он в этом лагере главный. Под землю спускается до 10 раз за сутки.

На стене автобусной остановки, которую, как и все остальное в системе, притащили местные сталкеры, была наклеена карта разведанных частей лабиринта, правда, устаревшая - 2001 год. Проводник рассказал нам об истории возникновения каменоломен, показал примерный маршрут, по которому мы пойдем, а также объяснил технику безопасности под землей - что можно и чего нельзя делать. Поинтересовался нашими фонарями. Я ему показал как раз тот самый "китай за 150 рублей", правда, две штуки и с запасными батарейками. "Полнейший отстой, ну да ладно".

Полезли! Заброску производили по одному, глубина трубы - 5-6 метров, после спуска вниз надо отойти в сторону и крикнуть "свободно", чтобы следующий мог начать спуск.

От бетонной трубы до первого зала ведет тоннель высотой чуть больше метра. Я сразу же понял, что с рюкзаком мне будет нелегко.
Компьютер с базой данных посетителей не работал. "Вирусы" - пояснил Ромео. Поэтому нам пришлось отмечаться по старинке - в тетрадке учета находящихся в системе людей.
После того, как мы отметились, мне пришлось оставить возле входа часть вещей из рюкзака, включая непомещающийся штатив, так что все фотографии были сделаны с рук.
Далее, оценив качество света наших фонариков, попросил еще пять минут передышки. Дело в том, что с собой под землю я прихватил достаточно мощный бытовой аккумулятор и светодиодный стробоскоп (25 диодов), который накануне перепаял под постоянное свечение, как обычная лампа.
"Добрый свет" - сказал Ромео, погасил свой фонарь и дальше мы пошли по лабиринту, ослепляя изредко проходящих нам навстречу спелеологов моим прожектором :)

Один из гротов неподалеку от входа. Вещи лежат, а хозяин бродит где-то по системе. Проводник сказал нам, что некоторые люди здесь живут неделями, а у него рекорд пребывания под землей был вообще какой-то космический (точно не помню, но что-то около месяца, еду с поверхности друзья приносили).

Нехитрый быт подземных обитателей

Настенная живопись. "Аленка". Подобные рисунки под землей встречаются часто.

Мимо "Аленки" мы проходим в грот, где установлено одно из сооружений, именуемое "водокапом". Вода, отфильтрованная песком и горной породой, капля за каплей собирается на большой поверхности и скапливается в емкости, откуда ее берут все обитатели системы. Так что водоснабжение здесь автономное. Попробовали - чистая и вкусная вода.

В пещерах находится огромное количество дорожных знаков и табличек с автобусных остановок, некоторые из них очень старые, как например красная буква "А" в левой части фотки. Ей, наверное, уже лет тридцать.

Проход, точнее, "пролаз", шкурник, "шкурка" в один из соседних гротов. Главное - не застрять, как Винни-Пух.

Одно из центральных мест, именуемое "Остановка первого вагона". Место достаточно оживленное, пока мы делали привал, мимо нас прошло две группы сталкеров. Если вдруг заблудился и просто идешь обратно - то большая вероятность вернуться сюда, где тебя встречные могут вывести на поверхность.
Во время каждого привала Ромео рассказывал нам очередную подземную байку, которыми они делятся друг с другом, сидя у костра в лагере.

Далее наш путь лежал к залу, где находится "Вася-Аристарх".

Проводник рассказал, что во время Второй Мировой войны вход был в другом месте, и раньше здесь находится госпиталь. Одного из солдат завалило оползнем в пещерах. Через много лет его останки откопали.

Ранее в этом зале был каменный монолит, в потолок вбили крюки и верхнюю часть его привязали цепями, после чего низ порубили топорами - получилась плита, парящая в воздухе. Раньше кости лежали на этой плите просто так, но потом их переложили в костюм (химзащиты, наверное).

На этом месте каждый проходящий должен оставить что-нибудь. И при этом если вдруг в пещере тебе что-либо понадобится - то это можно взять, и Вася не обидится. Так Ромео поступил с сигаретой и зажигалкой. Кто-то притащил тележку из супермаркета. А мы оставили горящую свечу и пошли дальше.

Снова шкурка в соседний грот

Подобрался поближе и сфотографировал. Похоже, недавно здесь кто-то жил.

Потолок снижается. Юлька перемещается на корточках, мне же с рюкзаком на животе порой приходится включать "полный привод" :)

Окаменелые ракушки и остатки членистоногих, которым уже много тысяч лет

Далее мы зашли в тупик, который оказался вовсе не тупиком, так как из него ведет лаз, по которому нам надо ползти дальше. Около 15 метров на животе под землей, при том, что он еще поворачивает в разные стороны.
Скажу честно - ниасилили, даже не пробовали, так как одежду было жалко. Но обязательно сюда вернемся!

Вернулись к Остановке и пошли по другому ходу. Когда-то здесь был монолит и проходить надо было ПОД ним. Но потом он вроде как треснул, образовав три треугольника (хотя, скорее, трапеции), перекрыл проход снизу и ползти надо ВНУТРИ этих многотонных плит. Достаточно узко, рюкзак и фонарь мне пришлось передавать "по цепочке", чтобы пройти.

И мы оказываемся в гроте "Бар Трех Поросят"! Здесь спелеологи порой накушиваются до поросячьего визга :)

Я с фонарем

Барная стойка

Из "горячительных" у нас был только горячий чай в термосе, но под землей с бутербродами он показался просто волшебным :)
Пока мы кушали, мимо нас прошла еще одна группа. В пещерах сталкеры приветствуют друг друга словом "Добрый!", так как непонятно, день или ночь на поверхности, а здесь вроде как всегда одно и то же.

Покушав, топаем дальше. К слову об акустике. Пока фотографировал вот этот дорожный знак (не знаю, почему, но картинка зацепила, там он жутко смотрелся), Ромео и Юля отошли метров на 10 и повернули за угол. Как только они повернули, я тут же перестал слышать их разговоры. Известняковые стены здорово поглощают звуки, и тишина здесь сильно давит на уши.

Идем далее и оказываемся в подземном Храме!

Как рассказал нам проводник, сюда под землю спускались молодые дьячки, которые освятили это место, написали письмена...

...И нарисовали разные образы.

Здесь всегда горит огонь, большинство свечей не ароматизированные из Икеи, а именно из парафина, запах которого вместе с абсолютной тишиной, нарушаемой лишь тихим треском свечей, просто невозможно передать словами!

Еще раз фоткаю Храм

И топаем на выброску, направление нам указывает валун с нарисованным солнышком!

А как же классно наверху!

Возвращаемся в лагерь

Живописный берег реки   Впечатлений для одного дня просто масса, мы увидели лишь малую часть того, что расположено под землей, и обязательно вернемся сюда еще в более подходящей одежде! А фонарь мой теперь немного "доработан" и состоит уже из двух стробоскопов, так что будем испытывать его в деле!