Железнодорожный тоннель под рекой Амур, Хабаровский край

Рейтинг:
1249 Ольга Ольга 0 туристов были здесь Я здесь был

Фотографии и видео

Единственный подводный железнодорожный тоннель находится в Хабаровске, проходит под Амуром и является частью Транссибирской магистрали. Он был построен в  1937—1941 годах. Целью строительства секретного подземного тоннеля было дублирование Амурского моста, в связи с особым стратегическим значением Транссиба и уязвимостью надземного моста во время возможных конфликтов с Японией. Проект подземного тоннеля разработал институт Метропроект. Протяжённость тоннеля составила 7198 метров, внутренний диаметр  на подводной части тоннеля — 7400 мм. Для обслуживающего персонала в подземном тоннеле были построены ниши с интервалом в 50 метров. Надземные работы проводились силами железнодорожных войск, а сам тоннель строился силами 900 специалистов основных профессий, прикомандированных с Метростроя, и 1 тысячью местных вольнонаёмных рабочих. Известняк для строительства привозили с Тунгусского и Новокаменного карьеров, где работали заключённые. Всего в строительстве подземного тоннеля было задействовано около 5,5 тыс. человек. Подземный тоннель был практически готов к началу ВОВ, а после нападения немецких войск по приказу В.И.Сталина он был срочно сдан. Пробное движение по тоннелю открыли 12 июля 1941 года, а 25 октября 1942 года железнодорожный подземный тоннель начакл постоянное функционирование. В 1944-45 году по Амурскому подземному тоннелю осуществлялась перевозка грузов, связанных с начинающимися на Дальнем Востоке военными действиями между Советским Союзом и Японией. В мае 1945 года Амурский тоннельный переход был срочно переделан для пропуска всех видов транспорта и воинских соединений. После окончания ВОВ подземный тоннель находился в законсервированном состоянии, Лишь в 1964 году для для увеличения пропускной способности Транссиба по нему стали пускать грузовые составы в западном (нечётном) направлении. После полной электрификации данного участка Транссиба в 1980-х годах по Амурскому тоннелю пошли и пассажирские поезда. В 2009 году была проведена реконструкция второй очереди Амурского моста, после которой по нему пустили двустороннее движение. После этого появилась возможность реконструировать Амурский подземный тоннель, и теперь пересечение Амура по Транссибу возможно в трёх направлениях - по мосту ( в обе стороны) и по тоннелю.

В память о строителях Амурского подземного тоннеля возле его восточного портала установлена гранитная плита со словами: "Слава воинам 5-й отдельной ордена Трудового Красного знамени железнодорожной бригады, воздвигнувшим тоннель под руслом реки Амур. 1938—1941".

В настоящее время восточный портал тоннеля находится в пригороде Хабаровска, а западный - около станции Пост-Покровский Еврейской автономной области. Амурский подземный тоннель до сих пор является секретным объектом и охраняется вооружённой охраной.

На российской купюре в 5000 рублей можно увидеть Амурский мост.

Ближайший населенный пункт: Хабаровск, Хабаровский край

GPS координаты места: 48.535741 134.997042
48°32'8"N 134°59'49"E

Отзывы (0)

Оставить отзыв